Vanadium Bloom, 2022
выставка-эксперимент, тотальная инсталляция в CUBE

Выставка "Vanadium Bloom" - продолжение летней лаборатории "Нестабильные соединения" - о связи вычислительных и растительных систем.

Произрастая на загрязненных почвах, некоторые растения аккумулируют различные металлы в концентрациях, в сотни или даже тысячи раз превосходящих их содержание в окружающей среде. Эта особенность используется для очистки загрязненных территорий. Также сегодня открываются опытные растительные фермы по добыче — фитомайнингу — некоторых металлов для повторного использования.

Совместно с исследователями из РХТУ им. Д. И. Менделеева художники проводят эксперимент по фитомайнингу ванадия. В пространстве галереи размещены экспериментальные образцы некоторых видов растений — овсяницы красной, овса посевного и клевера ползучего. Эти травы могут применяться для восстановления растительного покрова на загрязненных почвах.

В пространстве галереи овсяница, овес и клевер растут в почве с разной концентрацией соединения ванадия — метаванадата аммония (​​NH₄VO₃). По окончании выставки растения будут собраны и высушены, затем озолены, а полученные соединения будут использованы для создания ванадиевого электролита с последующим помещением его в проточную батарею.

Над выставкой работали художницы, художники, биологи, экологи, философы, ученые, проект курируют Posthuman Studies Lab.

Подробнее о проекте
Фотодокументация: Марк Серый.

~ ~ ~

Санаторий для пролетариев поля, 2021
Аудиоскульптура с подсветкой, саман, электроника

Работа была показана на полевой выставке летней лаборатории «Нестабильные соединения» в Выксе. Лаборатория была посвящена исследованию сельскохозяйственных практик в СССР, взаимосвязи растительных и вычислительных систем. Итогом стала коллективная инсталляция, воплощающая идею растительного интернета. Каждый участник создал хаб на основе исследований в своем регионе, все хабы подключены в единую сеть и обмениваются данными.

Я построила Санаторий для пролетариев поля, вдохновившись биометодом защиты растений. В СССР существовали станции по разведению насекомых энтомофагов, которые вместо пестицидов боролись с вредителями на полях, сохраняя экоравновесие. 
В строительстве санатория я использовала стебли пастернака посевного (растение, которое собрала на шламоотвале Омской ТЭЦ-5), полевые записи с места сбора (звуки насекомых пролетариев, живущих в поле у шламоотвала), а также ночную подсветку. По ссылке можно послушать аудио, которое начинало звучать, когда человек подходил к санаторию.
Видео санатория ночью и первые жильцы.
По ссылке хранятся мои дневниковые записи, связанные с проектом, рассказывающие о растениях, о месте их сбора, о моем детстве и о том, почему я решила построить санаторий для насекомых.
Публикация о проекте.
Второй санаторий был построен в Омске после возвращения из Выксы.
Заглавное фото: Вера Вишневая.

~ ~ ~

Бюро путешествующих растений, 2021
процессуальный проект

Все началось с моей встречи с хостой Владом в ботаническом саду города Владивостока. Влад лежал на грядке после прополки вместе с корнями, он был классифицирован как сорняк, а я хотела привезти растение из Владивостока на память, поэтому я подобрала Влада, поместила его корни в пакет с водой и так он прожил со мною в хостеле 5 дней, а потом перенес два перелета и оказался в Омске. Теперь он растет у меня под окнами в каменном вазоне, осенью он зацвел и дал семена.

Второе путешествие совершил одуванчик, выращенный в Омске на подоконнике из семечка (из пушистой головы одуванчика). Уезжая в Бурятию на кураторскую школу, я посмотрела на растущие в горшке маленькие одуванчики и поняла, что возможно, когда я вернусь, они уже засохнут. Я взяла один одуванчик с собою, он жил в стеклянной баночке с водою. В Дулан-дацане мне было очень хорошо и я поняла, что в этом месте я могу спокойно расстаться со своим сибирским одуванчиком, я посадила его на клумбу между каменными божествами воды.

Растения не могут самостоятельно перемещаться на большие расстояния, но часто им помогают в этом люди. Для меня история совместных путешествий с растениями - это возможность сонастроиться и почувствовать потребности другого существа.

~ ~ ~

Жители подводных садов, 2021
Керамика

Эта серия обращается к природным формам организмов и растений, к обитателям исчезающих коралловых рифов, к самим кораллам.

Мне хочется обратиться к тонкой грани между живой и неживой материей, воспринимаем ли мы эти организмы как живые, обладающие чувствительностью, собственной формой сознания и правом на жизнь?

~ ~ ~

Три сестры, 2021 
Голубицкое Art Foundation

Работа была показана на выставке «Мир переполнен либо мусором, либо нашими воспоминаниями». Куратор В. Бусова пригласила художников поразмышлять о местном археологическом контексте древней вторичной переработки и повторного использования с ритуальной, экономической и статусной точки зрения.
Обычай оставлять старые пряльца в священных местах - жертвенниках - был связан с культом Мойр - богинь судьбы, которые, согласно древнегреческим легендам, плели судьбу каждого человека.
В своей работе я обращаюсь к ткачеству как метафоре плетения судьбы и к изображению женской груди как символа плодородия и новой жизни.

Работа находится в частной коллекции.

~ ~ ~

Колыбельные для гибискуса, 2021
Посвящается моему другу гибискусу, который не цветет уже два года.

Серия скульптур, отсылающая к практикам заботы о растениях.
Заботы, которая ставит вопрос о ее границах и целесообразности.
В заботе нуждаются растения, изъятые из привычной среды обитания: комнатные растения, южные растения, перемещенные в северный климат, искусственно выведенные растения.
В своей работе я обращаюсь к практикам пеленания южных растений на зиму, к практикам создания опор для вьющихся растений, к практикам кронирования и топиара (формирование кроны различной формы в декоративных целях), к практике выращивания бонсая (за счет уплощения корневой системы и постоянного подрезания веток), к практике повязывания лент на обрядовых деревьях и практикам графтинга (прививки одного растения на другое).

Эта работа началась с диалогов с моим комнатным растением, мне хотелось разобраться в том, почему оно перестало цвести и помочь ему, но чем дальше я заходила в изучении методов заботы о растениях, тем меньше мне хотелось влиять на ритмы моего комнатного цветка и тем чаще я задавалась вопросом бывает ли депрессия у растений и чем она вызвана.

~ ~ ~

На остановке Яросама, 2021
Три текстильные полотна

Работа была показана на выставке Threads в Flux Factory. Выставку курировал международный коллектив из Боготы, Нью-Йорка, Манилы и Чикаго: Bliss on Bliss Arts Projects, Maleza Proyectos, Nodo 51 Area Cultural, Poets Queens и Yara Arts Group. Кураторы предложили выбрать поэтический текст и сделать текстильную реплику на него.

Три вязаных текстильных полотна - реплика на поэму Оксаны Васякиной “Когда мы жили в Сибири”. Сибирь - место ссылки, место добычи новых ресурсов и место строек. 

Я как и Оксана родилась и выросла в Сибири и живу тут до сих пор.
В полотна вплетаются кусочки советского тюля и кружев из квартиры, где я прожила с мамой, отцом и братом до 18 лет. 

~ ~ ~

Серия книг “Детская комната”, 2020

Были показаны на выставке "Текстильная библиотека Наденьки", Музей Искусства Омска, и на выставке "Нежность как стратегия", Флигель, Владимир.
«Детская комната» - текстильные книги о детстве и взаимоотношениях с мамой. Истории были собраны во время глубинных интервью, участницы делились воспоминаниями о своем доме, рассказывали о семейных традициях, ритуалах, трудностях, страхах, надеждах.

Книга первая “История Насти М.”,
книга вторая с историей анонимной участницы,
книга третья “История Кати Лапицкой”

~ ~ ~

Кормилицы, 2018.
Три текстильных полотна

Работа была показана на 1-ой Феминнале современного искусства в Бишкеке.
Группа археологов нашла фрагменты шкур неизвестных животных, по морфологическим признакам удалось установить, что данные особи выполняли функцию вскармливания и заботы о потомстве. 
Находка, вероятнее всего, относится к эпохе, когда было четкое разделение на мужские и женские половые признаки, и молочные железы были развиты только у женских особей.

~ ~ ~

Невидимые ландшафты, 2018
Текстиль, ручная вышивка.

Была показана на выставке "Про труд" в галерее "Егорка" в СПБ.
Множество крестиков, зарубин, отметок похожи на ежедневные задачи, которые нужно удерживать в голове: заплатить за коммунальные услуги, купить подарок маме, купить продукты, узнать насчет школы, найти кресло на авито, позвонить юристу, съездить в визовый стол, подготовить карнавальный костюм в садик и форму на тренировку, вызвать электрика, заказать стельки.

Ежедневный бытовой труд женщин похож на медитативные практики вышивания, вязания, плетения, с той лишь разницей, что результаты его невидимы.
Работа находится в частной коллекции в США.

~ ~ ~

Препарирование. Серия артефактов. 2018
Для выставки «Группа поддержки встревоженных эросом», галерея Егорка, СПБ

Исследование пространства влюбленности:
хрупкое пространство с нестабильными законами
пространство опасное, но сулящее очень яркие интенсивности и сверхбыстрые перемещения. 
Со временем я поняла, что можно путешествовать по этому скользящему и яркому пространству 
не стремясь к областям высокой интенсивности, 
обходя их стороной, 
это легкие, почти невидимые перемещения по спирали,
практики тихого любования, 
поиск следов и отпечатков, 
считывание маршрутов и окружения, копипаст, 
проскальзывание в щели, 
просачивание 
и обретение новой целостности.

~ ~ ~

Каждая девочка мечтает о свадебном платье? 2018
серия из 6 платьев, ручная вышивка

Действительно ли “природой” заложены гендерные роли и рамки, в которых обычно существует женщина?
Какую роль играет семья, окружение, детский сад, школа, сверстницы, детские книги и мультфильмы в самосознании девочек? Какие фразы мы чаще всего слышим от наших родителей? и что мы будем говорить своим детям?

~ ~ ~

Опыты обретения тела и речи через спотыкания, 2017

Работа была показана на выставке “Жалоб нет” в галерея Егорка, СПБ,
на выставке “Кавказская свободница”, Новороссийск, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону.

В работе присутствуют два типа документов и два типа поэтики — медицинские диагнозы и детские рисунки.
Медицинские диагнозы дают внешний, отвлеченный и обезличенный взгляд, рисунки иллюстрируют прохождение тех или иных этапов развития изнутри.

Артем постепенно завоевывает пятно, линию, движется к фигуративности и нарративности, и дальше к абстракции, к отвлеченным символам и схемам. И параллельно с тем как он обретает речь — он обретает тело.
Каждое спотыкание каждое отклонение от нормы бережно поименовано и записано в медицинскую карту моего сына.

И чем в большей степени Артем обретает тело и речь, тем в большей мере ко мне возвращается мое собственное тело, отдельное от тела ребенка, и собственный язык. Но это новое тело и новый язык, обогащенные опытами соучастия и замедления.

*в работе использованы рисунки Артема (с согласия автора).

~ ~ ~

Предназначение женщины? 2017
(серия салфеток с ручной вышивкой и обвязкой).

Салфетки — это нарядная сторона дома, то, что создает уют, но оборотная сторона этого уюта редко осознается.
Во многих странах мира женщины добились права получать образование и работать. Но при этом внутри семьи они по-прежнему выполняют обслуживающую функцию. Наряду с работой за деньги женщины вынуждены ежедневно выполнять неоплачиваемую домашнюю работу, это называется двойная нагрузка. Женщины готовят еду, моют посуду, полы, окна, сантехнику, следят за чистотой одежды, кроме того на женщину ложится забота о детях и больных членах семьи. Ежедневное бытовое и эмоциональное обслуживание воспринимается другими членами семьи как норма.
Работа была показана на выставке «Стремление к свету», ГЦСИ Калининград, а также на выставке "dis/order. Art and Activism in Russia since 2000", Аахен, Германия, кураторы — Хольгер Оттен и Татьяна Волкова.


В настоящий момент находится в коллекции музея Ludwig Forum, Аахен (Германия).

~ ~ ~

Исследование телесности, 2016
Посвящается Л.Иригарей и Джудит Скотт.

Телесные приключения:
междуреберья, 
заушные промежности, 
лунки ноздрей, 
подколенные впадины, 
устья ладони
подъязычная дуга, 
паховые области, 
межреберное заиндевение, 
внутрилопаточная пустошь,
занавешенный затылок, 
голый кадык.

Работа была показана на выствке "( )" в галерее "Егорка", СПБ,
кураторки Наталья Тихонова и Наталья Трембовецкая.

~ ~ ~

из серии "Кухонный текстиль", 2015
прихватки с ручной вышивкой

Прихватки, полотенца, салфетки и другой текстиль - это то, что принято дарить женщинам к празднику, тем самым подчеркивая их “женское” предназначение и семейную роль. В этой серии хотелось показать, как неоднозначна эта роль, с какими трудностями сталкиваются женщины, выполняя свое “предназначение”.
Работа была показана на "1-ой триеннале современного искусства" в музее GARAGE, а также на выставке "dis/order. Art and Activism in Russia since 2000", Аахен, Германия, кураторы — Хольгер Оттен и Татьяна Волкова.

В настоящий момент находится в коллекции музея Ludwig Forum, Аахен (Германия).

~ ~ ~

Работа из серии археологические памятники Омска, 2014
инсталляция из найденных объектов, 11 метров

Весной тает снег и обнаруживается множество материальных следов и артефактов, по которым мы можем судить, как протекала жизнь во время долгой зимы в том или ином месте.
Все объекты, использованные в данной инсталляции, были найдены за соседним домом.

Работа показана в галерее "LUDA", СПБ на выставке "ХОРОШО. Новое искусство Омска", кураторы Петр Белый и Лиза Матвеева.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website